Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941

Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941

Сообщение автор Любовь в Mon 3 Jan - 22:54

Уважаемые создатели и посетители форума "
Солдат 1941-1945"
.
Помогите, пожалуйста, отыскать информацию по пропавшему без вести деду.
Младший командир Насибулин (Насыбуллин) Флор Мифтахович (Михайлович), 1917 г.р.Служил в авиации. Родные говорили о нем, как о летчике. Информация о нем есть в ОБД Мемориал и Книгах памяти Татарстана и Республики Карелия (при разнице в написании речь идет о нем). Уроженец села Новый Иштеряк Шугуровского района Татарстана. До призыва проживал в дер. Устье реки Тулокса Олонецкого р-на Карелии. Призван в 1938 г. Олонецким РВК Карело-Финской СССР. Пропал без вести. Письменная связь прервалась 6 августа 1941 г. Последнее письмо из Борисполя (точного адреса нет). Признан пропавшим без вести по заявлению о розыске жены от 13.08.1947 г. Дата выбытия стоит 10.1944 г. По информации с форума Отечества данных о нем нет в картотеке командного и рядового состава ВВС. Поиски его в списках пленных результата не дали. Запрос в Центральный Архив Республики Татарстан - метрические данные отсутствуют. Запрос в Республиканский военкомат республики Карелии - данных по призыву нет, прислали выписку из Книги Памяти.
Не за что зацепиться, чтобы искать в ЦАМО. Остались две фотографии. Может быть кто-то опознает второго бойца?

Данные из ОБД "
Мемориал"
:

Номер записи 402619800
Фамилия НАСИБУЛИН
Имя Флор
Отчество Михтафович
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Книга памяти. Республика Карелия. Том 5

Номер записи 410203869
Фамилия НАСЫБУЛЛИН
Имя ФЛОР
Отчество МИФТАХОВИЧ
Дата рождения __.__.1917
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации Память. Республика Татарстан. Том 26

Номер записи 61305165
Фамилия Насибулин
Имя Флор
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1917
Дата и место призыва __.__.1938 Олонецкий РВК, Карело-Финская ССР, Олонецкий р-н
Воинское звание младший командир
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 699

Любовь

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-01-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Лидия в Thu 6 Jan - 11:59

Здравствуйте, Любовь Владимировна!

Пока я тоже самое лишь нашла - [url:ho61x4rh]http:
//www.
obd-memorial.
ru/Image2/filterimage?path=Z/006/058-0977520-0699/00000193.
jpg&
id=61305162&
id=61305162&
id1=08651daa4392eb232a49c2b3422481dd[/url:ho61x4rh] - документ от РВК призыва:

Номер записи 61305165
Фамилия Насибулин
Имя Флор
Отчество Михайлович
Дата рождения __.__.1917
Дата и место призыва __.__.1938 Олонецкий РВК, Карело-Финская ССР, Олонецкий р-н
Воинское звание командир (точнее - мл. командир авиачасти)
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 699

Судя по нему, со слов его жены - Морозовой Марии Алексеевны, сообщение от него последнее было в августе 1941-го из Борисполя, был командиром авиачасти, уроженец Шугарьского р-на, д. Новый Шитуряк (Шугуровского правильно и с. Новый Иштеряк, сейчас это Лениногорский район Татарстана, с 1959 года) республики Татарстан.
Видите, какие разночтения и написания названий...

Учтен пропавшим без вести в 1944 году, т.к. согласно условности военкоматов, дата пропажи=дата освобождения р-на призыва + 3 месяца.

Если бы он был командиром авиачасти, то имел бы имел офицерское звание и на него были бы данные, как на офицера, т.к. он был призван за 3 года до войны. Тогда бы на него было точно донесение о пропаже от Управления по потерям из Москвы, но его нет.

Возможно, на него и есть данные от в/ч.
Но! возможно из-за описок-ошибок в записях мы его не находим.

Надо как-то постараться выяснить, какая авиачасть 4 августа 1941-го находилась в Борисполе.

_________________
С уважением, Лидия.
Лидия
Лидия
Администратор

Сообщения : 933
Дата регистрации : 2010-03-24
Откуда : Нижегородская обл.

http://www.soldat1941-1945.narod.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Лидия в Thu 6 Jan - 12:23

Вот какие авиачасти находились в Борисполе тогда (с сайта Солдат.Ру):

[url=http:
//www.
radikal.
ru:1uvseo3e]Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 2101f7977771.jpg[/url:1uvseo3e]

Информация на 5 ноября 1940 года :

18-я авиадивизия ДД в составе: 14 авиаполка ТБЗ, 90 и 93 авиаполков ДБЗ с дислокацией – Житомир, Борисполь
- [url:1uvseo3e]http:
//bdsa.
ru/index.
php?option=com_content&
task=view&
id=1562[/url:1uvseo3e]

23 сентября 1941 года немецкие войска завладели Борисполем.

Вот что еще я нашла про авиачасти в Борисполе:

Тем временем производство бомбардировщика разворачивалось. Весной 1940 г. были сформированы первые три постоянных экипажа ТБ-7 (командиры кораблей — Лисачев, Горбунов, Макаренко). В мае 1940 г. на аэродроме Чкаловский они приступили к изучению новой матчасти, а с осени 1940 г. — уже перегоняли серийно выпускавшиеся бомбардировщики из Чкаловского и Казани в Борисполь , для перевооружавшегося на ТБ-7 14-го полка (ВВС Киевского Особого Военного округа). Осенью 1940 г. летный состав 2-й эскадрильи 14-го полка начал совершать на ТБ-седьмых ознакомительные полеты. К июню 1941 года переучивание эскадрильи на новую матчасть завершилось. Можно было приступать к выполнению планов УБП. Все в полку, вооруженном в то время бомбардировщиками ТБ-3, с завистью смотрели на счастливчиков из 2-й АЭ. 11-12 июня полк убыл в летние лагеря. 2-я эскадрилья, 8 ТБ-7 и 9 экипажей, остались на месте своего базирования, в Борисполе ...
Вторжение германских войск 22 июня для многих оказалось внезапным. В их число попала и 2 АЭ 14-го ТБАП. Хотя опытный летный состав был готов выполнять боевые задания, но сначала требовалось определить цели на территории противника, которые не смогли бы уничтожить иные самолеты, кроме ТБ-7. А подобные планы на случай войны для 2-й эскадрильи, видимо, заготовлены не были.
25 июня аэродром Борисполь подвергся бомбардировке вражеской авиацией. Было уничтожено 2 ТБ-7. Через несколько дней эскадрилью вывели в тыл, выбрав местом нового базирования Казань. Однако причиной такого решения стала не столько недавняя бомбардировка, сколько решение сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти в Резерве Главного Командования. 6 июля 1941 года на базе 2 АЭ 14 ТБАП началось формирование 412-го бомбардировочного полка. Вскоре полк получил новый порядковый номер — 432, и вошел в состав формировавшейся 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии.
В двадцатых числах июля немецкая авиация начала совершать налеты на Москву. Система ПВО столицы действовала надежно, однако некоторые самолеты проникали сквозь поставленную ею «сеть». Прорвавшийся к Арбату бомбардировщик сбросил бомбы вдоль улицы. Три дома были разрушены, в развалины был превращен театр Вахтангова, расположенный в непосредственной близости от резиденции американского посла.
Вид разрушений в столице производил тягостное впечатление на иностранцев. Они теряли веру в возможность Советского Союза сопротивляться агрессии. Все соревновались в сроках: сколько продержится СССР — 6 месяцев? 3 месяца? Или — не дольше 6 недель?
Налеты немцев побуждали произвести ответный удар по Берлину, ставшему к тому моменту тыловым городом Германии. Советская авиация перед войной располагала достаточными силами, чтобы выполнить массированный бомбардировочный рейд по городам страны-агрессора.
Но положение на фронтах в июне-июле 1941 года не давало этого сделать. Основная масса дальнебомбардировочной авиации в эти дни была связана боевой работой в интересах фронтов, производя дневные и, гораздо реже, ночные бомбардировки механизированных колонн противника, неся при этом значительные потери. Снять дальнебомбардировочную авиацию с «переднего края» не было никакой возможности, поскольку фронтовая авиация приграничных округов в значительной степени выбыла из строя в первый месяц войны, а пополнения практически не поступало.
В этих условиях надежда оставалась на силы Резерва Главного командования. Возможно, что Сталину докладывали об интенсивной подготовке 1 МТАП ВВС БФ к рейду на Берлин. Базировавшийся на аэродромах Моонзундского архипелага, полк располагался в достаточной близи от границ Германии. Однако ряд серьезных факторов сдерживал его боевую активность: изношенность матчасти (из-за чего ДБ-третьи не могли взять на борт больше, чем 500 кг бомб), отсутствие истребительного прикрытия островных аэродромов, активизация немецкой агентуры на архипелаге с захватом Прибалтики... И хотя рейд на Берлин морские летчики осуществили, бомбардировка столицы рейха силами тяжелой авиации выглядела бы солидней. Внимание Сталина обратилось на 81 авиадивизию, имевшую в своем составе авиаполки новейших бомбардировщиков ТБ-7 и Ер-2. В начале августа 1941 г. Сталин направляет записку командиру 81 авиадивизии Водопьянову с указанием: 9-10 августа, или в один из последующих дней, нанести бомбовый удар по Берлину.
ТБ-7 были сосредоточены в 432 и 433 авиаполках 81 авиадивизии.
433 полк к концу июля имел всего 4 бомбардировщика, которые из-за множества неисправностей не могли быть использованы для боевого полета. Поэтому выбор пал на 432 авиаполк.
К началу августа полк имел еще массу проблем как организационного, так и технического характера. Вылет по Берлину всем составом оказался невозможен: ТБ-7 первых трех серий имели неэкономичные двигатели (АМ-34ФРНВ и АМ-35) и явно не годились для дальнего полета. Выбор пал на машины пятой и шестой серий, оснащенные дизелями М-40Ф. Предварительный расчет показал, что с бомбовой нагрузкой 4 т (из них 2 — на наружной подвеске) они смогут преодолеть расстояние 3038 км и таким образом достичь цели. Подготовленные для выполнения задания 8 воздушных кораблей утром 10 августа 1941 г. перелетели на аэродром Пушкин, поздним вечером того же дня поднялись в воздух и взяли курс на Берлин...
Результаты того полета хорошо известны: 5 из 8 машин было потеряно. Для расследования столь беспрецедентного случая создали комиссию. В числе прочего ей предстояло определить долю вины в случившемся дизелей М-40Ф.
Здесь, полагаю, уместно обратиться к предыстории. Перед войной не было четко определено, какой же двигатель должен стать основным для дальнего тяжелого бомбардировщика. Не удивительно поэтому, что к 22 июня была выпущена достаточно разношерстная компания ТБ-седьмых: четыре высотные машины с двигателями АМ-34ФРНВ + М-100 (включая «Дублера»), две машины с 4-мя АМ-35, одна — с АМ-35А, одна — с дизелями М-30. Однако, наибольшие преимущества из всех силовых установок получил авиадизель М-40Ф, разработанный конструкторской группой ЦИАМа под руководством В. Яковлева. Имевший мощность большую, чем у аналогичных бензиновых моторов, высокую экономичность, «мягкость» работы (что способствовало снижению вибрации конструкции и уровня создаваемого при полете шума), дизель М-40Ф казался для тяжелой авиации долгожданной находкой.
В конце 1940 г. он прошел госиспытания, правда — не без греха. Летом 1940 г., при отработке на самолете БОК-15, было замечено, что на больших высотах при падении давления горючего М-40Ф начинал «чихать», причем поначалу один из блоков цилиндров сохранял работоспособность, другой же выключался. После непродолжительной «лихорадки» дизель останавливался, и запустить его не удавалось до высоты порядка 3500 м. Устранить это явление сразу не смогли, поскольку регулировка подачи горючего в дизель производилась борттехником, следящим по мерной линейке за уровнем горючего, и многое зависело от человеческого внимания и оперативности действий, которые на большой высоте были все же не такие, как у земли. Наличие «человеческого фактора» в топливной «автоматике» вносило элемент неопределенности в надежность работы нового мотора. Топливную автоматику требовалось серьезно перерабатывать, это заняло бы немало времени, но так как в основном М-40Ф программу госиспытаний отработал без замечаний, решено было изготовить серию из 60-ти экземпляров. Заказ передали на Кировский завод. Конструкторов Челябинского тракторного завода, имевших опыт в создании дизелей, обязали в короткий срок оказать ЦИАМу содействие в доработке автоматики.
Весной 1941 г. приступили к отработке М-40Ф па ТБ-7. А менее чем через три месяца началась война. Возможно, имей двигателисты побольше времени, режимы неустойчивой работы дизеля были бы точно определены, сответственпо — и разработаны правила его эксплуатации. Но двух-трех месяцев для выполнения этих работ, а также переучивания мотористов и борттехников на обслуживание дизель-моторов, явно не хватило. События первого боевого вылета 432 БАЛ поставили крест на судьбе М-40Ф. В ходе расследования причин потери боевых машин был совершен контрольный вылет ТБ-7-М-40Ф (командир корабля — Перегудов) для проверки работы силовых установок на различных режимах. Но и без этого комиссия склонялась к тому, чтобы признать опасной дальнейшую эксплуатацию М-40Ф. Самолеты, ими оснащенные, отправились своим ходом в Казань для переоборудования под АМ-35А.
Начиная с тех печальных августовских дней, самолеты с дизелями стали синонимом чего-то ненадежного. Оставив на время технические оценки, стоит обратить внимание на обстоятельства, приведшие к потере за одну августовскую ночь сразу пяти гигантских машин, и определить, сколь велика вина в этом дизелей:
1. Корабль 42045, командир Тягунин. Самолет сбит зенитчиками Балтфлота.
2. Корабль 42016, командир Курбан. Самолет был обстрелян над Берлином, получил повреждения, разбит при вынужденной посадке на лес.
3. Корабль 42026, командир Панфилов. Самолет сбит ЗА Финляндии.
4. Корабль 42036, командир Водопьянов. Самолет был обстрелян над Берлином, получил повреждения, разбит при вынужденной посадке на лес.
5. Корабль 42046, командир Егоров. Катастрофа на взлете из-за отказа двух дизелей на одной стороне.
Как видим, только в одном из пяти случаев упоминаются дизеля, именно отказ одновременно сразу двух моторов говорит о том, что дизеля здесь не при чем.
432 авиаполку на подготовку вылета по Берлину командование 81 авиадивизии отвело чуть более суток. К слову, 1 МТАП, первым из советских авиаполков совершивший два налета на Берлин, готовился к выполнению этой задачи две недели, тщательно изучая маршрут, прорабатывая ситуации, возможные в дальнем полете...
Носитель пятитонки
Доукомплектовать в 1941 г. матчастью 433 БАЛ не удалось. Производство ТБ-7 не было развернуто в требуемом объеме;
плюс ко всему возникла острая необходимость быстро пополнить поредевший парк дневных бомбардировщиков. Все силы 22-го завода бросили на увеличение выпуска Пе-2, а производство ТБ-7 было заторможено. 433 авиаполк, так и не дополненный матчастью до штата, расформировали, а все выпущенные к 1942 г. ТБ-7 свели в один авиаполк, получивший порядковый номер 746. Аэродром Пушкин местом дислокации части быть уже не мог — немцы подходили к Ленинграду. Основной состав полка в то время базировался на ивановском аэроузле, в глубоком тылу, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах использовал аэродром ЛИИ в Кратово. Спустя некоторое время (с весны 1942 г.) он и стал основным местом базирования 746 БАП.
- [url:1uvseo3e]http:
//www.
airpages.
ru/ru/pe8_bp.
shtml[/url:1uvseo3e]

Возможно, там еще была авиачасть, но это пока неизвестно...

_________________
С уважением, Лидия.
Лидия
Лидия
Администратор

Сообщения : 933
Дата регистрации : 2010-03-24
Откуда : Нижегородская обл.

http://www.soldat1941-1945.narod.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Лидия в Thu 6 Jan - 12:36

Попробуйте поискать его среди репрессированных военнослужащих - [url:3rjve0qq]http:
//www.
rkka.
ru/ihandbook.
htm[/url:3rjve0qq]

Скажите пожалуйста, Любовь Владимировна, его настоящее имя от рождения так и было - Фрол?
Спрашиваю оттого, что отчество у него везде разное. Возможно и имя по-другому могли записать.
Немцы - они любят точность и, если боец в плен попал, то они все щепетильно вызнавали.

Да и в госпитале в бреду боец мог назваться настоящим именем или же - каким ему привычно было.

А запрос в Архив РГВА сначала нужно написать (т.к. боец был призван до начала войны), сообщите что знаете про Борисполь и службу в Авиации, что последнее письмо от 4 августа 1941г. В письмо документы, подтверждающие родство не вкладываются. Напишите, что вы - племянница бойца. Кому какое дело какая вы племянница: двоюродная или совсем дальняя...
Просто так в военные Архивы не пишут. Значит, болит душа у кого-то по этому бойцу. Должны ответить, люди же там работают.
Попросите найти точное назнание его в/ч, должности, звание - все, что у них есть по нему.

Потом можно будет в ЦАМО писать, зная номер его части и название.

_________________
С уважением, Лидия.
Лидия
Лидия
Администратор

Сообщения : 933
Дата регистрации : 2010-03-24
Откуда : Нижегородская обл.

http://www.soldat1941-1945.narod.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Любовь в Thu 6 Jan - 21:12

Здравствуйте, Лидия. Выражаю Вам искреннюю признательность за столь неформальный подход к поиску. К сожалению, мои предыдущие обращения на поисковые сайты особо ясности не внесли. Нам пока не удалось выяснить даже точные метрические данные. У нас почти детективная история. Мать моего мужа, а Насибулин Ф.М. - ее отец родной, всю жизнь нам говорила, что ее отец татарин, пропал на войне без вести. В ее свидетельстве о рождении записан Насудлин Фрол Михайлович, его то мы и искали несколько лет безуспешно. И где-то за год до смерти она вдруг говорит, что ищем не того. И называет нам совсем другого человека. Мы в базу ОБД, и действительно находим там его данные - и жена совпадает, и дочь. Спрашиваем у нее, почему так, что-то про репрессированного начала говорить. В общем ничего внятного. После ее смерти мы опросили всех оставшихся родственников и выяснили, что в детстве у нее была совсем другая фамилия (Наси(ы)булина), а свидетельство о рождении было поменяно в 1956 году (оно у нас есть) и взяла она материнскую фамилию. Мы послали зарос в Центральный архив Карелии по поводу изначальной метрики и пенсионного дела (на ребенка получалась пенсия по потере кормильца), обещали поискать, ждем. Поскольку живем мы в Подмосковье, хоталось бы поработать в ЦАМО. Но там нам объяснили, что по фамилии искать не командный состав никто не будет, нужна привязка к воинской части. Ее то у нас и нет. Что касается имени, то настоящее, видимо, все-таки Флор. Правда, фото он подписывал как Фрол, видимо так нравилось, да и мать говорила, что взяла отчество Фроловна, потому что его все так называли. Хотя она 1938 года рождения была и помнить ничего не могла, говорила обо всем со слов родных. С отчеством вообще ничего не понятно. На русский манер его называли Михайлович, и в заявлении о розыске ведь тоже так. А во всех КП отчество татарское. И после этого мне из военкомата отвечают, что других данных нет... Спрашиваю, откуда отчество такое взяли, отвечают, что так давно записали. После войны, по словам родных, приезжал из Татарстана какой-то родственник (брат?), который помог бабушке собрать документы на пенсию. Мы думаем, что именно с его подачи сведения о деде появились сразу в двух КП. Связь с родными из Татарстана поддерживала бабушка, после ее смерти все прервалось, муж тогда еще в школе учился и ничего не расспросил как следует. Вот что мы имеем.
С уважением, Любовь

Любовь

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-01-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Рустам Д в Thu 6 Jan - 21:22

Добрый вечер.
Возможно я ошибаюсь, но у татар мне не приходилось встречать имя Флор... Может от распостраненного Флюр получилось Флор.

С уважением, Рустам

Рустам Д
Модератор

Сообщения : 168
Дата регистрации : 2010-06-07

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август

Сообщение автор Любовь в Thu 6 Jan - 21:30

Учитывая время отправки последнего письма (август 1941 года), неразбериху в первые месяцы войны, мы склонялись к тому, что он мог вполне попасть в плен под Киевом. Единственное, что нашлось в этом направлении в ОБД -это запись о Насыбулине Е.

Номер записи 78768189
Фамилия Насыбулин
Имя Е.
Лагерь Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина, шталаг 352
Судьба погиб в плену
Дата смерти 22.12.1941
Место захоронения Белорусская ССР, Минская обл., д. Масюковщина
Название источника информации ГАРФ
Номер фонда источника информации р-7021
Номер описи источника информации 87
Номер дела источника информации 162

Есть несколько совпадений: по времени подходит, да и при переписывании могли немецкую F прочитать как Е. Это также хотя бы как-то объясняет и смену матерью свидетельства. Но разве в этом случае появились бы записи в КП? Очень хотелось бы поклониться деду, пусть и через много лет, где бы он ни погиб...
С уважением, Любовь

Любовь

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-01-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941 Empty Re: Наси(ы)бул(л)ин Флор Мифтахович пропал без вести август 1941

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения